Подробнее о написании сценариев рассказывается в главе 2.

В Википедии в статье “системный администратор” представлено довольно полное описание функций, которые, как общепринято считать, должен выполнять системный администратор. В английской версии этой статьи проводится четкое разграничение по­нятий администрирования и разработки программ, но мы знаем не понаслышке, сколь­ко времени профессиональные администраторы отдают написанию сценариев (scripts). Сам по себе этот факт не превращает системных администраторов в разработчиков, но это означает, что им необходимо иметь практически такие же аналитические способности и знания в области архитектуры компьютерных сетей.

В этом разделе перечислены задачи, обычно возлагаемые на системного администра­тора. Совсем не обязательно, чтобы эти функции выполнял один человек. Во многих организациях работа поручается команде специалистов. В любом случае необходим хотя бы один человек, который понимал бы все поставленные задачи и обеспечивал их кор­ректное выполнение другими людьми.

Инициализация пользователей

Подробнее о добавлении новых пользователей рассказывается в главе 7.

В круг обязанностей системного администратора входит создание учетных записей для новых пользователей, удаление учетных записей тех пользователей, которые уже не рабо­тают в системе, и решение всех проблем, возникающих во время “системной жизни” сво­их подопечных (например, “подсказка” забытых паролей). Процесс управления записями можно автоматизировать, но ряд решений, связанных с включением в систему нового пользователя (место размещения его начального каталога, компьютер, на котором должна создаваться учетная запись, и так далее), должен принимать только администратор.

Если необходимо прекратить доступ пользователя к системе, его учетная запись должна быть аннулирована. Все файлы, относящиеся к этому пользователю, необходи­мо удалить, чтобы они не занимали место на диске.

Подключение и удаление аппаратных средств

Дополнительная информация по данной теме приведена в главах 8,13 и 26.

В случае приобретения новых аппаратных средств или подключения уже имеющихся устройств к другому компьютеру, нужно переконфигурировать систему таким образом, чтобы она распознавала и активизировала эти устройства. Изменение конфигурации может быть как простой задачей (например, подключение принтера), так и более слож­ной (например, подключение жесткого диска).

Теперь, когда в сферу корпоративной обработки данных прочно вошло понятие вир­туализации, конфигурация технических средств может усложниться как никогда ранее. Инсталляция устройств может занимать несколько уровней стека виртуализации, и системному администратору приходится вырабатывать новые стратегии, которые позволят безопасно и качественно использовать общие аппаратные средства.

Резервное копирование

Подробнее о резервном копировании рассказывается в главе 10.

Резервное копирование является, наверное, одной из наиболее важных задач систем­ ного администратора, которая, к сожалению, чаще всего игнорируется или выполняет­ся спустя рукава. Процедура резервного копирования довольно утомительна и занимает много времени, но осуществлять ее необходимо. Этот процесс можно автоматизировать или поручить подчиненным, но все равно системный администратор обязан убедиться в том, что резервное копирование выполнено правильно и по графику (а с полученного носителя можно восстановить данные).

Инсталляция и обновление программ

Подробнее об утилитах работы с программами рассказывается в главе 12.

После приобретения нового программного обеспечения его нужно инсталлировать и протестировать, часто в нескольких операционных системах и на различном оборудова­нии. Если программы работают нормально, пользователям необходимо сообщить об их наличии и местонахождении. Выпускаемые пакеты обновлений для исправления оши­бок и устранения брешей в системе безопасности должны без проблем устанавливаться в локальных системах.

Локальные программы и административные сценарии следует соответствующим об­разом упаковать и организовать в виде, обеспечивающем совместимость с процедурами обновления, используемыми в системах вашего сайта. Новые версии ваших программ­ных продуктов, прежде чем использовать их во всем узле сети, необходимо представлять для тестирования.

Мониторинг системы

Крупные системы требуют неусыпного контроля. Не стоит надеяться, что пользова­тели всегда сами будут сообщать вам о затруднениях (если, конечно, они не столкнутся по-настоящему с серьезными проблемами). Обычно пользователи идут по пути наи­меньшего сопротивления, полагая, что на решение проблемы у них уйдет меньше вре­мени, чем на ее описание и сообщение о ее возникновении.

Существует множество обязательных ежедневных операций, а именно: проверка правильности функционирования электронной почты и веб-служб; просмотр журналь­ных файлов на предмет наличия ранних признаков неисправностей; контроль над под­ключением локальных сетей; контроль доступности системных ресурсов (в частности, проверка наличия свободного места на диске). Все эти рутинные операции прекрасно поддаются автоматизации, да и множество готовых систем мониторинга могут помочь системным администраторам в решении этой задачи.

Поиск неисправностей

Сбои систем неизбежны. Задача администратора — диагностировать сбои в системе и в случае необходимости вызвать специалистов. Как правило, найти неисправность бы­вает намного сложнее, чем устранить ее.

Ведение локальной документации

Рекомендации, касающиеся ведения документации, даны в разделе 32.5.

При настройке конфигурации системы под конкретные требования очень скоро об­наруживается, что она значительно отличается от базовой конфигурации, которая опи­сана в документации. А поскольку за реализацию этих настроек отвечает системный ад­министратор, он должен документировать все изменения. Администратор должен также вести учет обслуживания всех аппаратных средств, регистрировать состояние резервных копий, документировать разводку сетевых кабелей и локальные правила работы в системе.

Слежение за безопасностью системы

Вопросы безопасности рассматриваются в главе 22.

Системный администратор отвечает за реализацию стратегии защиты и должен пе­риодически проверять, не нарушена ли безопасность системы. В системах с низким уровнем безопасности эта процедура может быть сведена к нескольким элементарным проверкам на предмет несанкционированного доступа. В системах с высоким уровнем безопасности обычно применяется сложная сеть ловушек и программ контроля.

Оказание помощи пользователям

О необходимости оказания помощи пользователям в решении различных проблем редко упоминается в должностной инструкции системного администратора, хотя вы­полнение подобного рода обязанностей “съедает” большую часть его рабочего времени. Системных администраторов терроризируют самыми разными вопросами, начиная от “Вчера моя программа работала, а сегодня нет! Что вы поменяли?” до “Я пролила кофе на клавиатуру! Нужно ли теперь полить ее водой, чтобы смыть кофе?”.

В большинстве случаев ваша реакция на все эти “сигналы тревоги” гораздо больше влияет на вашу оценку как администратора, чем реальные технические навыки, которы­ми, возможно, вы обладаете. Вы можете либо роптать на несправедливость такого поло­жения вещей, либо радоваться тому, что успешным решением одной-единственной про­блемы вы можете заслужить такую же благосклонность сотрудников (или начальства), как и пятичасовой отладкой в ночное время. Выбирайте!